Традиционные куклы Боливии

Куклы аймара

Изучение традиционных кукол разных народов имеет большое значение, поскольку кукла - это первый объект, который попадает в руки человека. В руки ребенка. В женском образе кукла отражает материнский инстинкт, в мужском - развивает чувства защитника.

В Боливии облик куклы имеет как доколумбовые, так и испанские корни. Бертонио (Bertonio), исследователь языка аймара, дает для куклы на языке аймара название Уауакчуки (Huahuacchuqui), слово, состоящее из двух частей: уауа (huahua)  - детский и кчуки (ccchuqui) – качать на коленях. Кроме того, весьма показательно, что в языке есть специальное слово, которое обозначает изготовление кукол: Уауакчукичата (Huahuacchuquichata). Автор также разъясняет, что существовали куклы из лоскута и глины. И, наконец, есть отдельное слово, означающее игру с куклами: Уауаскукиафитха (Huahuacchuquiafitha). (Людовико Бертонио «Лексика языка аймара»). Из этого следует, что у древнего народа койасуйо, предтечи аймара, уже существовали куклы, а испанцы лишь обновили традиционное ремесло, которое и так было известно местным жителям.
В Испании производство кукол дало "важные артефакты... отражающие эпоху, в которую они были сделаны" (Иоан Субиас Галтер "Народное искусство в Испании"). Знаменитая коллекция Марии Хуньет (Maria Junyet) из Барселоны хранит прекрасные образцы этого популярного на полуострове искусства, куклы сделаны из самых разнообразных материалов и одеты в платья, характерные для 17, 18, 19 веков. У того же автора читаем: "начиная от куклы из слоновой кости, найденной в романском некрополе в Таррагоне… и до кукол, одетых по моде последней трети прошлого века, открывающих и закрывающих глаза, с лорнетами и веерами, и даже танцующих под звуки музыкальной шкатулки, спрятанной внутри".
Боливия, наследница обеих культур, индейской и испанской, является уникальной страной в этой области народного искусства. Изготавливаются куклы из различных материалов: тряпичные куклы, декорированные разными способами; есть образцы, относящиеся к колониальной эпохе и к периоду первой республики; есть похожие на те, что делали в Ла-Пасе; есть полые гипсовые фигурки, распространенные в Оруро, Кочабамбе, Сукре (на западе страны); из волокна в регионе Карангас, где куклы используются и для колдовства, и как детские игрушки; из дерева и каучука, в Санта Крусе, Бени и Пандо, керамические, из воска и сушеных абрикосов в Кочабамбе. Прекрасные образцы кукол в Сукре из теста, тряпья и лоскутов ручного ткачества и, наконец, куклы из сладкого миндаля в Потоси. И известные во всей Боливии куклы из хлеба, приготовленные к празднику Всех Святых. Изготовление кукол широко распространено по всей стране, хотя в большинстве случаев занимаются этим в домашних мастерских или в маленьких фирмах с крошечным  капиталом, которые в борьбе за выживание сталкиваться с трудностями всех видов.
Автор: Антонио Паредес Кандиа, из книги «Традиционные боливийские куклы»

 

В Боливии облик куклы имеет как доколумбовые, так и испанские корни. Бертонио (Bertonio), исследователь языка аймара, дает для куклы на языке аймара название Уауакчуки (Huahuacchuqui), слово, состоящее из двух частей: уауа (huahua)  - детский и кчуки (ccchuqui) – качать на коленях. Кроме того, весьма показательно, что в языке есть специальное слово, которое обозначает изготовление кукол: Уауакчукичата (Huahuacchuquichata). Автор также разъясняет, что существовали куклы из лоскута и глины. И, наконец, есть отдельное слово, означающее игру с куклами: Уауаскукиафитха (Huahuacchuquiafitha). (Людовико Бертонио «Лексика языка аймара»). Из этого следует, что у древнего народа койасуйо, предтечи аймара, уже существовали куклы, а испанцы лишь обновили традиционное ремесло, которое и так было известно местным жителям. 

В Испании производство кукол дало "важные артефакты... отражающие эпоху, в которую они были сделаны" (Иоан Субиас Галтер "Народное искусство в Испании"). Знаменитая коллекция Марии Хуньет (Maria Junyet) из Барселоны хранит прекрасные образцы этого популярного на полуострове искусства, куклы сделаны из самых разнообразных материалов и одеты в платья, характерные для 17, 18, 19 веков. У того же автора читаем: "начиная от куклы из слоновой кости, найденной в романском некрополе в Таррагоне… и до кукол, одетых по моде последней трети прошлого века, открывающих и закрывающих глаза, с лорнетами и веерами, и даже танцующих под звуки музыкальной шкатулки, спрятанной внутри".

Боливия, наследница обеих культур, индейской и испанской, является уникальной страной в этой области народного искусства. Изготавливаются куклы из различных материалов: тряпичные куклы, декорированные разными способами; есть образцы, относящиеся к колониальной эпохе и к периоду первой республики; есть похожие на те, что делали в Ла-Пасе; есть полые гипсовые фигурки, распространенные в Оруро, Кочабамбе, Сукре (на западе страны); из волокна в регионе Карангас, где куклы используются и для колдовства, и как детские игрушки; из дерева и каучука, в Санта Крусе, Бени и Пандо, керамические, из воска и сушеных абрикосов в Кочабамбе. Прекрасные образцы кукол в Сукре из теста, тряпья и лоскутов ручного ткачества и, наконец, куклы из сладкого миндаля в Потоси. И известные во всей Боливии куклы из хлеба, приготовленные к празднику Всех Святых. Изготовление кукол широко распространено по всей стране, хотя в большинстве случаев занимаются этим в домашних мастерских или в маленьких фирмах с крошечным  капиталом, которые в борьбе за выживание сталкиваться с трудностями всех видов.

Автор: Антонио Паредес Кандиа, из книги «Традиционные боливийские куклы», перевод: Анна Левкова 

Источник: Museo de Elsa Paredes

 


E-mail: antonledov@gmail.com   Тел.: +7 925 514 4339