Возвращение силы предков.
В дни празднования Виньяи Пача (Wiñay Pacha), сегодня известного как «День Всех Святых», хочу поделиться некоторыми уроками моей бабушки. Помню, много лет назад, когда мы с бабушкой подготавливали особенное место в доме, алтарь в честь наших предков, она придавала значение каждой детали, выполняла все очень аккуратно и с любовью. Пекла специальный хлеб, «t’ant’awawas», готовила угощение, фрукты, воду, чтобы поместить все это на четырех уровнях, и одновременно объясняла мне: первый уровень называется «Mach’aq Ajay Apjata», что означает «угощение для нового духа», и предназначен для близких, ушедших в течение последнего года. Второй уровень называется «Taypi Ajay Apjata», что означает «дух, находящийся в середине перехода», и предназначен для близких, которые уже два года как покинули этот мир. Третий уровень, «Tucut Ajay Apjata», означает «дух, заканчивающий переход», и адресован близким, проходящим третий год внеземного существования. И наконец, четвертый уровень называется «Wiñay Marka», «угощение для тех, кто живет в Стране Вечности», и предназначен для близких, ушедших четыре и более лет назад. Как объясняла моя бабушка, дух, который отправляется в путешествие в Страну Вечности, в течение первых трех лет все время движется, и на четвертый год приходит к «Wiñay Marka». Но в наше время, когда все измерения соединяются воедино, мы можем встретиться со всеми существами, живущими в Стране Вечности, единственное, что мы обязаны сделать, это принять их с благодарностью.
Бабушка говорила: «Все, чему я учу тебя, мне передали мои родители и деды, и они поручили и мне продолжать обучение, поэтому и ты должен учить своих детей всему, что узнал, вкладывая чувство и истину в каждое слово. Теперь зажжем свечи, потому что Они уже с нами». И мы замолкали. Я рад был узнать, что мы были не единственные, кто так относился к предкам, прежде было много семей, чествовавших своих прародителей. Мои дедушка и бабушка проводили «phukhachaña» - ритуал соединения и общения с предками. Помню, как они стояли, подняв раскрытые ладони к плечам; в глазах отражалось глубокое уважение и признательность; они называли одно за другим имена предков, стараясь вспомнить всех и пригласить даже незнакомых («uñt’at jan uñt’ata»), тех, о ком уже некому вспоминать.
Теперь моя очередь сооружать алтарь и встречать души предков, вспоминая наставления моей бабушки. Однажды, во время посевной, бабушка спросил меня, показывая картофелину: «Что видишь?» Я ответил: «Картофелина». Но она настаивала: «А что еще?» «Ну, может быт, можем приготовить из нее еду». «Да, разумеется, но кроме всего прочего, это семя, которое может многих накормить в будущем; даже если мы сейчас ее съедим, она не перестанет быть семенем, которое может накормить много поколений. Это гораздо больше, чем просто картошка; это семя, которое породит тысячи картофелин. Никогда не смотри только на сегодняшний день, нужно всегда стараться увидеть с точки зрения всех времен. Наши дедушки и бабушки сеяли, глубоко чувствуя свое время и много иных времен, поэтому, хотя сейчас они находятся в далеких временах, их слова и наставления живут в вечности. Они старались принести пользу не только своим современникам, но желали хорошей жизни для всех, в том числе для нас, их детей, внуков; мы их глаза, их голос и их сердце». Она объясняла мне, что каждое семечко это начало многих плодов; семя создает жизнь, поэтому, никогда не следует пренебрегать или попусту транжирить плоды и семена. Также и каждый человек, каждое растение, каждое животное являются важной составляющей баланса жизни, роль каждого важна, и мы не имеем права умалять значение работы кого бы то ни было, поскольку все в мире, как дети, суть семена великого творения.
Вспоминаю также разговоры с моим дедом и благодарю его за уроки жизни; мой дедушка сказал мне однажды, что его цель - не научить меня жить, но научить меня умирать, «потому что если познаешь смерть, познаешь жизнь». «Жизнь это Священное путешествие, и опыт этого путешествия очень важен не только для нас, но и для всех других; мы не можем только пересекать время, но должны двигаться во времени, облечься во время как в платье, быть частью истории и жизни и предаваться этому всем существом, без опасения, без страха смерти». Сегодня, вспоминая эти слова, я испытываю чувство благодарности к моим дедам, и родителям, и прадедам, и всем мои предкам, и это чувство не только мое личное, но и моих предков, являющихся частью меня и передающих мне это понимание мира. Не только сейчас, в ноябре, мы можем остановиться и «связаться» с нашими предками, но сейчас время для пересмотра и обновления равновесия и гармонии, поиска самоопределения и силы, а наши предки – это наша сила.
Fernando Huanacuni Mamani
Источник: https://www.facebook.com/comunidad.sariri
Перевод: Левкова А.В.